«АвтоВАЗ» снова увольняет

«АвтоВАЗ» предупредил о сокращении еще 2000 человек — 3% от общей численности работников завода. Всего, по словам самарского губернатора Николая Меркушкина, под сокращение может подпасть 8000-8500 человек

«АвтоВАЗ» во вторник предупредил о сокращении еще 2000 работников, рассказал «Ведомостям» источник, близкий к предприятию, и подтвердил сотрудник городского центра занятости. Об этом сообщил на своем сайте и межрегиональный профсоюз «Рабочая ассоциация». Средняя численность работников «АвтоВАЗа» в 2013 г. составляла 66 728 человек, в I квартале 2014 г. — 64 136 человек (минус 3,9%).

По словам представителя «АвтоВАЗа», с начала года численность сотрудников автоконцерна уменьшилась на 5100 человек, включая 2800 рабочих и 2300 руководителей, специалистов и служащих (категория РСиС). Основное снижение численности рабочих произошло за счет естественной убыли персонала, добавил он. И подчеркнул, что компания совместно с властями будет помогать в трудоустройстве сокращаемых сотрудников. Сокращения необходимы для улучшения финансово-экономического положения завода, совершенствования организационной и производственной структуры и оптимизации затрат в условиях общего падения продаж и негативных прогнозов по рынку на 2014 г., объясняет представитель «АвтоВАЗа».

Нынешнее извещение о предстоящих сокращениях уже третье за год, говорит один из собеседников «Ведомостей»: первое поступило в январе (1500 человек), второе — в апреле (500 человек). Впрочем, это не означает, что будет сокращено именно такое количество, указывает он: например, вместо обозначенных в первом извещении 1500 человек фактически было сокращено 400. Первое извещение касалось категории РСиС, второе — только рабочих, структура третьего пока не ясна, уточняет источник, близкий к «АвтоВАЗу». О планируемых сокращениях компания по закону должна уведомлять за три месяца, напомнил он.

Оптимизация штата будет обсуждаться в четверг на встрече профсоюза с президентом «АвтоВАЗа» Бу Андерссоном. Всего «АвтоВАЗ» может сократить 8000-8500 человек (т. е. 13% штата. — «Ведомости»), сказал самарский губернатор Николай Меркушкин на встрече с президентом Владимиром Путиным вечером во вторник. Его слова приводятся на сайте президента.

В начале года «АвтоВАЗ» сообщал, что до конца 2014 г. снизит нормативную численность сотрудников на 7500 позиций (11% общего штата). Предполагалось, что под сокращение подпадет 2500 работников категории РСиС, а снижение количества рабочих специальностей на 5000 позиций произойдет за счет естественной убыли (уход на пенсию, закрытие вакансий, перераспределение численности между производствами и подразделениями). В отличие от рабочих РСиС предложили расстаться по соглашению сторон с выплатой им бонуса в несколько зарплат. Профсоюз «АвтоВАЗа», по словам его председателя Сергея Зайцева, просит применить такой подход и при увольнении рабочих.

В 2013 г. «АвтоВАЗ» потратил на зарплаты сотрудников 22,66 млрд руб., следует из материалов компании. Получается, сократив 13% персонала, завод сможет сэкономить при прочих равных почти 3 млрд руб. Для компании это значительная сумма, отмечает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов: по итогам 2013 г. ее выручка по МСФО составила 177 млрд руб., чистый убыток — 7,9 млрд руб., EBITDA — 105 млн руб. Но полный эффект от сокращения будет виден не раньше 2015 г. — в этом году экономия будет не так заметна из-за компенсационных выплат, добавляет он. Продажи автомобилей в стране падают и «АвтоВАЗ» скорее всего продолжит сокращать штат и в 2015 г., думает Беспалов. По его прогнозу, за два года численность персонала группы «АвтоВАЗе» снизится на 20%.

В 2014 г. автозавод планирует сохранить производство на уровне 2013 г. (см. врез), рассказал Меркушкин на встрече с Путиным (не уточнив, касается это только Lada или еще и заказов для альянса Renault-Nissan). «Конечно, если будет дополнительная государственная поддержка в форме утилизации или еще что-то», — добавил он. О возвращении программы утилизации Путина недавно просил бывший нижегородский губернатор Валерий Шанцев. Такую возможность Минпромторг пока обсуждает с автопроизводителями, решений нет, пояснил вчера источник, близкий к одному из автозаводов.