Преобразования в «оборонке»

В «Рособоронэкспорте» состоялось совместное заседание комиссии Госдумы по правовому обеспечению развития организаций ОПК и Комитета по оборонной промышленности Лиги содействия оборонным предприятиям (ЛСОП). Главной темой дискуссии стали новые нормы в сфере государственного оборонного заказа и практика их применения. Особое внимание было сконцентрировано на вопросах качества оборонной продукции и юридической ответственности за невыполнение гособоронзаказа.

Открывая заседание, первый заместитель председателя думского Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, вице-президент СоюзМаш России Владимир Гутенёв подчеркнул, что и для Вооружённых Сил, и для продвижения продукции на внешних рынках в рамках военно-технического сотрудничества качество вооружения, военной и специальной техники наиболее приоритетно.
Как заявил депутат, после этапа вынужденного сокращения производственных мощностей в кризисные времена, неритмичности заказов по созданию ВВСТ, утраты отдельных технологий, нарушения кооперационных связей, а также оттока высококвалифицированных кадров мы столкнулись с тем, что сегодня качество ряда комплектующих оставляет желать лучшего.
Гутенёв отметил, что на предприятиях ОПК медленно ведётся работа по восстановлению численности и соответствующему оснащению служб, обеспечивающих качество, — отделов технического контроля, подразделений стандартизации, управления качеством и надёжности.
– При этом очевидно, что на промышленном производстве качество не может быть гарантировано без проведения целого комплекса работ по совершенствованию систем управления на всех стадиях жизненного цикла продукции, – заявил первый зампред думского комитета. – Внедрение систем менеджмента качества становится важнейшим и необходимым условием обеспечения высокого качества продукции.
Здесь надо пояснить, что речь идёт о применении существующей Системы менеджмента качества серии ISO 9000 при лицензировании ВВСТ. Основной её недостаток – присутствие на рынке огромного количества никем не контролируемых систем сертификации ISO и доступность фиктивных сертификатов.
Поэтому вполне понятно, что одна из мер по повышению качества продукции военного назначения, предложенная на заседании, касалась создания «Системы сертификации соответствия квалификационным требованиям в сфере ГОЗ». Вот только неясно, как скоро отечественная промышленность реализует эти планы.
В очередной раз было заявлено о необходимости доработки 275-го Федерального закона «О государственном оборонном заказе». В этот закон поправки вносятся чуть ли не ежегодно, и наиболее свежие изменения были сделаны в июле 2017 года. Но, как говорится, нет предела совершенству.

О результатах правоприменения новых норм в сфере ГОЗ и проектируемых дополнениях рассказал заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Даниил Фесюк. Он напомнил собравшимся, что принятый в 2015 году блок поправок в 275-й ФЗ представляет собой два новых раздела закона, состоящего из нескольких глав. Первый раздел предусматривает введение механизма расчёта между предприятиями через систему отдельных счетов. Второй – определяет предмет контроля и регламентирует деятельность контролирующих органов. Определённые в законе запреты позволили выстроить единообразную практику по контролю. В конце 2016 года были внесены изменения, предусматривающие осуществление казначейского сопровождения госконтрактов.

Фесюк подчеркнул, что за невыполнение условий контрактов в 2016 году ФАС вынесло более тысячи постановлений, а в 2017-м – уже более 1500 штрафов на должностных лиц предприятий.
Здесь стоит напомнить, что на подготовительном этапе контракта с исполнителем согласовываются и прописываются в документе различные его аспекты, в том числе и размеры штрафных санкций в зависимости от того, какие договорённости не будут выполнены. Поэтому вызывают недоумение заявления о том, что за срыв выполнения контракта должны отвечать должностные лица государственных заказчиков, а не исполнитель. Ведь получается, что руководство предприятия устраивали условия контракта ровно до того момента, когда пришла пора отвечать за невыполненные обязательства.
К тому же они на единых днях приёмки не оспаривают того факта, что причинами срывов контрактов стали «слабая организация деятельности предприятий головным исполнителем, низкий уровень планирования загрузки производственных мощностей и привлечения трудовых ресурсов», а также «прекращение производства комплектующих изделий, сырья и материалов, утрата отдельных технологий производства, нарушение кооперационных связей».
Ещё более странным выглядит другое заявление, популярное среди глав компаний, сорвавших выполнение госконтракта. Они признают факты невыполнения контрактов по ГОЗ. Но считают, что штрафные санкции, которые заказчик предъявляет к исполнителям, несоразмерны уровню их проступка. Как тут не вспомнить слова популярного в своё время юмористического персонажа, предлагающего его «понять и простить». Вот только тех, кто должен понять, а именно представителей Минобороны, на заседание, скажем так, забыли пригласить, зато, как видим, не забыли озвучить традиционные претензии в адрес военного ведомства.
Тем не менее с 1 января 2018 года начнут действовать новые модели ценообразования в сфере ГОЗ. Тема довольно болезненная для «оборонки». Некоторые руководители уповали на послабления в плане соблюдения финансовой дисциплины, но не тут-то было.
За пятилетний срок работы нового руководства Минобороны во главе с генералом армии Сергеем Шойгу финансовый контроль со стороны военных только усиливается, всевозможные лазейки для использования не по назначению финансовых средств в рамках ГОЗ закрываются. При этом отечественный ОПК ждут новые задачи в области гособоронзаказа.
Заместитель председателя коллегии Военно-промышленной комиссии Олег Бочкарёв рассказал, что сейчас в активной фазе находится согласование новой государственной программы вооружения.
– На данный момент документ почти готов, и во второй половине ноября пройдёт его рассмотрение, – сообщил зампред коллегии ВПК. – Также сейчас идёт формирование гособоронзаказа сроком на три года. Здесь уже более детально будут обговариваться номенклатура, сроки поставок, стоимость продукции и так далее.
В заключение остаётся сообщить, об этом напомнили представители антимонопольного ведомства, что в стадии подготовки находятся поправки в законодательство, инициированные коллегией ВПК. Это установление обязательности согласования технических заданий с генеральными конструкторами, ужесточение требований к авансированию долгосрочных работ, распространение запретов на завышение цен при выполнении работ по техническому перевооружению.

http://redstar.ru/index.php/component/k2/item/35048-preobrazovaniya-v-oboronke


Комментарии:

Добавить комментарий