100-ЛЕТИЕ ЦАГИ В ИСТОРИИ АВИАЦИИ: самолет-амфибия Бе-103

15 июля 1997 года в воздух впервые поднялся легкий самолет-амфибия Бе-103. Многоцелевой летательный аппарат, способный взлетать с водоемов и суши, предназначался для пассажирских и грузовых перевозок в труднодоступных регионах. По замыслу конструкторов ТАНТК им. Г.М. Бериева Бе-103 мог осуществлять взлет и посадку на грунтовой дороге, реке или озере.

Воздушное судно стало промежуточным звеном между сухопутными самолетами и вертолетами. Бе-103, перевозивший 4–5 пассажиров или около 400 кг грузов, выполнял несколько функций. После небольших доработок самолет становился административным, патрульным, сельскохозяйственным или санитарным.

При проектировании внешний облик амфибии несколько раз изменялся. Специалисты рассматривали компоновку с одним мотором, но в итоге, исходя из российских и международных авиационных правил, установили два двигателя мощностью 210 л.с. Они расположились на пилонах в хвостовой части фюзеляжа, что исключало попадание в них воды.

Важным для летных характеристик Бе-103 оказался вклад ученых Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (предприятие-член СоюзМаш России). Прежние компоновки, подобно самолетам-амфибиям А-40 и Бе-200, вобрали в себя все самые передовые достижения гидродинамики тех лет и не давали возможностей для дальнейшего совершенствования. Поэтому в ЦАГИ для Бе-103 предложили принципиально новую схему – низкорасположенное крыло с наплывом, глиссирующее на сходящих с носовой части фюзеляжа струях. Это увеличило устойчивость самолета и улучшило его взлетно-посадочные и весовые характеристики. На гидробазе ЦАГИ также прошли экспериментальные исследования новой компоновки для подтверждения теоретических расчетов.

Самолет-амфибия совершил первый взлет с воды в апреле 1998 года. После всех необходимых испытаний в 2001 году Бе-103 прошел сертификацию, а несколько месяцев спустя начался выпуск первых серийных крылатых машин.

Пресс-служба ЦАГИ


Добавить комментарий