«Торговая война» России и Запада

wpid-1406837352_Torgovaya-voiyna-Zapada-i-Rossii-kto-skol-ko-poteryaetВозможен ли запрет на импорт иномарок и согласятся ли наши автолюбители пересесть с «Мерседеса» на «Ладу»? Такую возможность в интервью «Медиафакс» комментируют ведущие российские эксперты Владимир Сальников и Петр Шкуматов.

Спираль торговой санкционной войны между Россией и Западом раскручивается. В ответ на секторальные санкции США и ЕС в отношении России, затронувшие финансовую и промышленную отрасли нашей страны, Москва ввела запрет на импорт продуктов из стран Запада. В начале августа 2014 года президент РФ Владимир Путин подписал указ «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», согласно которому на один год вводится запрет ввоз в РФ сельхозпродукции, сырья и продовольствия из тех стран, которые присоединились к санкциям против России.

Однако, судя по всему, на этом стороны могут не остановиться, ибо война на Донбассе пока не утихает. На днях правительство России предупредило: если Брюссель и Вашингтон введут новые ограничительные меры в отношении России, то Москва в долгу не останется. Один из вариантов «нашего ответа Чемберлену» — запрет на импорт в РФ легковых автомобилей из США, Европы и Японии стоимостью до 800 тысяч рублей (около 22 тысяч долларов). Эту возможную меру, в частности, озвучил на днях первый заместитель председателя комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенёв. По словам депутата, запрет может коснуться и поставок в Россию автомобилей, табачной и винодельческой продукции из ЕС и США. Господин Гутенёв уверен, что в ответ на санкции Запада Россия вполне может переориентироваться на азиатский рынок автоиндустрии. Он уточнил, что Россия при вступлении в ВТО оставила за собой право вводить временные ограничительные меры в случае, если появится угроза безопасности для отечественного производителя.

Параллельно с запретом на ввоз иномарок с ЕС и США в Охотном ряду рассматривают возможность запрета для российских чиновников использовать автомобили европейских, американских и японских брендов. Причём номенклатура должна отказаться от этих «железных коней» безоговорочно, вне зависимости от того, собраны ли эти иномарки на территории Таможенного союза или нет. Такой радикальный законопроект готовится в Комитете Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству. По словам автора законопроекта, зампреда Комитета по госстроительству депутата от КПРФ Вадима Соловьёва, суть инициативы в том, чтобы запретить госзакупки автомобилей тех стран, которые ввели санкции против России. По его мнению, это является адекватной ответной мерой, которая к тому же позволит поддержать отечественных производителей: «Запретив госзакупки автомобилей марок тех стран, которые ввели в отношении нас санкции, мы сможем поддержать собственный автопром и стать независимыми», — заявил Соловьёв.

Председатель «Движения автомобилистов» Виктор Похмелкин поддерживает предложение Вадима Соловьёва: «Если иностранные автопроизводители в России настолько зависят от госзаказов чиновников, то мы слишком далеко зашли. Это неправильно, является симптомом какой-то глубокой экономической и общественной болезни. Как бы там ни было, считаю, что престиж страны важнее: представители страны должны перемещаться только на отечественных машинах. Не говоря уже о том, что количество служебных автомобилей вообще должно быть сокращено до минимума».

Если эти два указанных выше законопроекта будут приняты, то под удар попадут мировые лидеры автомобильной отрасли: немецкие, французские, английские, японские и американские марки. Примечательно, что многие из них наладили производство своих марок автомобилей в России. Например, Toyota Camry, являющаяся самой любимой «тачкой» среди российских госслужащих, собирается на заводе в Санкт-Петербурге. Ford Focus, которую больше любят полицейские и силовики, производится в городе Всеволожск. Элитные автомобили, которыми пользуются высокопоставленные чиновники, выпускаются в Калуге (Volkswagen) и Калининграде (BMW, Cadillac). Впрочем в указанном выше комитете Госдумы нет единого мнения.

Заместитель комитета Вячеслав Лысаков уверен, что «необходимости в столь жестких мерах нет». Он напомнил, что в прошлом месяце премьер РФ Дмитрий Медведев запретил закупку иностранной техники за государственный счёт. Речь идёт о брендах, которые не производятся на территории России. Что касается марок, выпуск которых налажен в нашей стране, то запрет на их закупку для чиновников может привести к большим потерям. «Я уверен, что госзакупки таких автомобилей позволяют поддерживать российский авторынок, который переживает трудные времена», — добавил господин Лысаков.

Его мнение разделяет и руководитель отдела продаж Skoda в Томске Антон Макурин: «Я считаю, что в случае запрета на импорт иномарок автомобильный рынок России рухнет. Вопрос в том, как этот запрет повлияет на те автомобильные компании, у которых есть свое производство в России. Если запрет будет введен, то, получается, они будут производить детали для автомобилей, но не смогут выпускать машины в России. Все больше россиян покупает европейские машины. Все мы хотим ездить на качественных авто и, думаю, наш президент это тоже понимает».

Между тем власти России обещают финансовую поддержку отечественному автопрому. Министр экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области Александр Кобенко на форуме «Автопром. Автокомпоненты-2013» в Тольятти рассказал, что правительство планирует оказывать поддержку российскому автопрому в размере 100 миллиардов рублей в год. Глава Министерства промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, в свою очередь, заявил, что на 2014 год пролонгируется действие постановления правительства, которое предусматривало возмещение российским автопроизводителям части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на реализацию инвестиционных проектов и модернизацию производства. «Господдержка позволит продолжить техническое перевооружение на предприятиях и реализовать уже заключенные инвестиционные контракты», — заявил министр.

Эксперты призывают: надо внести ясность, что имеется в виду под отечественным автопромом. Многие склоняются к мысли, что это не только традиционные российские бренды (ВАЗ, КамАЗ, Урал, ГАЗ), но и мировые фирмы, создавшие в России свои производства. К примеру, Renault, Hyundai, Ford, Volkswagen, Toyota, Volvо, Scania и другие. За минувшие 10 лет иностранные производители инвестировали более 200 миллиардов рублей в создание рабочих мест и мощностей в России. Поэтому, согласно этой версии, они являются российскими производителями. Но есть и другое мнение: эти компании создали в России всего лишь дочерние предприятия, и в любом случае речь идет об иномарках.

По просьбе обозревателя ИА «Медиафакс» инициативу депутатов Госдумы о запрете на импорт иномарок комментируют ведущие российские эксперты.

Владимир Сальников, ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования:

— Решение о запрете на импорт автомобилей из стран США и стран ЕС оказало бы ощутимое влияние на российский авторынок. Впрочем, на мой взгляд, такое решение пока выглядит маловероятным. По данным таможенной статистики за 2013 год, в прошлом году в Россию было ввезено почти 900 тысяч иностранных автомобилей на сумму около 17 млрд. долларов. Это внушительная цифра. Сегодня немалая часть иностранных автомобилей собирается в России, и слухи о возможном введении на запрет импорта иномарок может увеличить объём продажи этих автомобилей.

Пётр Шкуматов, координатор «Синих ведёрок»:

— Я возмущён указанной инициативой, обсуждающейся в Госдуме. Это не что иное как диверсия против автомобильной промышленности, в которой заняты десятки тысяч человек. В случае её одобрения эта инициатива перечеркнет усилия двух минувших десятилетий со стороны государства, которое создало условия для привлечения в Россию западных компаний. Речь идет не только о рабочих местах, но и доступе России к передовым технологиям. Так что указанная инициатива обитателей Охотного ряда может перечеркнуть эту многолетнюю работу, и этого допустить нельзя. Причем возникает путаница: что считать иномаркой, а что — нет. К примеру, если контроль над «АвтоВАЗом» принадлежит концерну Renault-Nissan, то получается, что российская Lada тоже окажется под режимом санкций. Это абсурд.