100-ЛЕТИЕ ЦАГИ В ИСТОРИИ АВИАЦИИ: вертолеты Ми-28 и Ми-28Н

Ноябрь – месяц дебютов для ударных вертолетов Ми-28 и Ми-28Н: первый поднялся в воздух в 1982 году, второй, прозванный «Ночным охотником», – в 1996 году. Они предназначены для борьбы с бронетехникой противника в условиях активного огневого противодействия, поддержки собственных войск, уничтожения низкоскоростных воздушных целей и живой силы противника.

Когда вертолет Ми-28 проектировался, его концепция была близка к американскому вертолету «Апач»: обе машины имели неубирающиеся шасси, размещение поворотной пушки со снарядами в потоке под носовой частью фюзеляжа. Однако отечественная разработка отличалась мощным бронированием и более эффективным ракетно-пушечным вооружением.

Ученые ЦАГИ работали над совершенствованием летно-технических характеристик новой машины. Так, они создали усовершенствованную серию вертолетных профилей, благодаря которым аэродинамические характеристики лопастей несущего и рулевого винтов Ми-28 значительно улучшились. Скорость машины достигла 300 км/ч. Размещение в Х-образной конфигурации лопастей рулевого винта снизило шум на местности. Кроме того, проведенные исследования в аэродинамических трубах помогли определить наилучшие параметры компоновки корпуса.

Ключевая особенность Ми-28 – это системы защиты от ракет различного типа и высокая маневренность, позволяющая совершать полеты на экстремально малых высотах, огибая неровности рельефа. Машина может действовать автономно в боевых условиях безаэродромного обслуживания до двух недель. Несмотря на ряд преимуществ разработка ОКБ им. М.Л. Миля не была направлена в серийное производство. Вертолет отправился на доработку, и лучшим среди нескольких его версий стал Ми-28Н.

«Ночной охотник» – глубоко модернизированная версия Ми-28. Он отличается интегрированным комплексом бортового оборудования пятого поколения, обеспечивающим круглосуточное всепогодное боевое применение на предельно малых высотах с огибанием рельефа местности в автоматизированном режиме. Внедрение новых элементов облика винтокрылой машины – «шарика» бортовой радиолокационной системы – потребовало дополнительных исследований в аэродинамических трубах ЦАГИ. Специалисты института уделили особое внимание уменьшению лобового сопротивления и улучшению характеристик статической устойчивости вертолета.

За способность выполнять боевые задачи в любое время суток вертолет и получил свое прозвище. Кроме того, машина отличается усиленной бронезащитой и повышенной боевой живучестью, оснащена современным высокоточным комплексом управляемого и неуправляемого вооружения. В 2003 году Ми-28Н был принят на вооружение.

Пресс-служба ЦАГИ (предприятие — член СоюзМаш России)


Добавить комментарий