Безопасность полета – приоритетное научное направление ведущего центра авиационной науки

Динамика полета и системы управления летательными аппаратами всегда являлись одними из важнейших направлений научного поиска Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (предприятие — член СоюзМаш России). Специалисты института проводят анализ устойчивости и управляемости летательных аппаратов, синтез алгоритмов управления и др.

Рассказывает главный научный сотрудник отделения динамики полета и систем управления ФГУП «ЦАГИ» Юрий Шелюхин: «Обеспечение безопасности полетов – одна из первейших задач, стоящих перед разработчиками, производителями и эксплуатантами самолетов гражданской авиации.

Высокий уровень автоматизации управления современными пассажирскими самолетами как зарубежных фирм – Airbus и Boeing, так и отечественных: АО «Гражданские самолеты Сухого», ПАО «Туполев», ПАО «Корпорация «Иркут», – позволяет существенно повысить безопасность полета. С другой стороны, высокий уровень автоматизации снижает время активного участия летчика в управлении самолетом и тем самым уровень его готовности взять управление на себя в случае необходимости. Поэтому главной проблемой внедрения высокого уровня автоматизации управления самолетом остается обеспечение надежности и отказобезопасности автоматических устройств, которые достигаются резервированием всех элементов и многоэтапной отработкой аппаратных средств и программного обеспечения.

Очень важным этапом является отработка алгоритмического и программного обеспечения всех элементов системы управления на стендах и в летных испытаниях. ЦАГИ изначально, с 1990-х годов, с появлением первых цифровых систем дистанционного управления на Ту-204 уделяет пристальное внимание разработке высокоэффективных алгоритмов управления, структурной надежности цифровых систем дистанционного управления и средств обеспечения отказобезопасности. Институт участвует во всех этапах разработки и отработки этих систем для отечественных самолетов.

Очень большое внимание уделяется вопросам человеко-машинного интерфейса для обеспечения наилучших пилотажных характеристик, рационального распределения функций между экипажем и средствами автоматизации и исключения их противоборства, повышения безопасности полета за счет снижения «человеческого фактора». В результате все российские пассажирские самолеты: Ту-204, Ту-134, SSJ100, МС-21 и др. оборудованы высоконадежными высокоэффективными цифровыми системами дистанционного управления».

Пресс-служба ЦАГИ