100-ЛЕТИЕ ЦАГИ В ИСТОРИИ: поезд ICE-2

Летом 1991 года в Германии началась плановая эксплуатация немецких высокоскоростных поездов InterCity Express-2. Сеть ICE является основным типом немецкого железнодорожного транспорта на дальних направлениях.

В начале 2000-х годов представители одной из компаний-разработчиков, Bombardier Transportation GmbH, обратились в Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (предприятие — член СоюзМаш России) для проведения исследований аэродинамических характеристик поезда. Специалистам компании было необходимо получить данные для дальнейшей модернизации компоновки, чтобы повысить поперечную устойчивость состава.

Для проведения испытаний сотрудники научно-производственного комплекса ЦАГИ спроектировали и изготовили упрощенную модель состава – локомотив и концевой вагон, не соединенные друг с другом, в масштабе 1:10. Реальный ICE-2 состоит из локомотива и семи вагонов. Однако для измерения опрокидывающего момента достаточно испытаний компоновки из локомотива и одного-двух вагонов. Затем модель была испытана в аэродинамической трубе малых скоростей.

Полученные результаты могли быть использованы в дальнейшем для поиска возможных путей повышения поперечной устойчивости высокоскоростных поездов следующего поколения, а также тестирования численных методов расчета аэродинамических характеристик перспективного железнодорожного транспорта.

Модель ICE-2 и результаты экспериментальных исследований были успешно продемонстрированы в 2005 году на Ганноверской промышленной ярмарке (Германия) и авиакосмическом салоне Ле Бурже (Франция).

В настоящее время высокоскоростные InterCity Express эксплуатируются в Европе. В России они используются на скоростных железнодорожных линиях Москва – Нижний Новгород и Москва – Санкт-Петербург.

Пресс-служба ЦАГИ