Президент Фонда «Институт экономики города» Надежда Косарева прокомментировала ликвидацию Минрегиона России

indexПрезидент России Владимир Путин поддержал предложение премьер-министра Дмитрия Медведева упразднить три ведомства. Под ликвидацию попали Министерство регионального развития, а также Рособоронзаказ и Рособоронпоставка.

Министерство регионально развития занималось социально-экономическим развитием субъектов РФ, в том числе районов Крайнего Севера и Арктики, приграничным и межрегиональным сотрудничеством, градостроительством, отбором приоритетных инвестиционных программ, а также защитой прав национальных меньшинств.

Однако вопрос о ликвидации ведомства уже обсуждался в правительстве. Главным образом в связи с тем, что обязанности этого министерства дублируются недавно созданными органами управления, которые занимаются решением экономических и социальных задач по территориальному признаку. Это министерства по развитию Дальнего Востока, по делам Крыма и по развитию Северного Кавказа, а также министерства по делам строительства.

Таким образом, как отметил Дмитрий Медведев, произошел переход к территориальному принципу управления, а значительная часть компетенции Минрегионразвития оказалась распределена между новыми ведомствами. В результате же реорганизации никакие функции потеряны не будут. Они будут перераспределены между Минстроем, Минэкономразвития и Минкультуры. Кроме того, структура будет оптимизирована за счет сокращения избыточного управленческого персонала.

Президент Фонда «Институт экономики города» Надежда Косарева считает, что никаких проблем при ликвидации Минрегиона не возникнет. Наоборот, такая необходимость как раз назрела в связи с тем, что после создания ряда других структур полномочия этого ведомства были искусственные. 

«Полномочия, которые оставались у Минрегиона после создания Минстроя были достаточно искусственные. Территориальное планирование нецелесообразно было разделять. Оно должно быть в одной структуре. У нас есть также Министерство экономического развития, которое может определять политику регионально развития. Есть Министерство по развитию дальнего Востока, по развитию Северного Кавказа. То есть для особо приоритетных регионов созданы специальные министерства. Распределение трасфертов — это Министерство финансов. Экономическая региональная политика — Министерство экономики. Так что никаких проблем я не вижу. Не знаю, конечно, насколько эффективно будут исполняться функции новыми структурами, но ликвидация Минрегиона вполне целесообразна».

Две другие структуры, которое решено ликвидировать — Рособоронзаказ и Рособоронпоставка — до сих пор работали на нужды Минобороны. Хотя в структуре Министерства обороны находилось только последнее ведомство Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной и специальной техники. А Рособоронзаказ подчинялся правительству и курировал его вице-премьер Дмитрий Рогозин. Несмотря на это, глава военного ведомства Сергей Шойгу неоднократно предлагал ликвидировать Рособронзаказ и перераспределить его обязанности между другими полномочными органами госвласти. Однако если раньше он не находил поддержки в правительстве, то в начале июня, выступив с данным предложением еще раз, все-таки заручился поддержкой Владимира Путина, о чем сообщал «Эксперт Online».

Министр обороны мотивировал свою инициативу с одной стороны экономией бюджетных средств, с другой — тем, что Рособоронзаказ действует неэффективно и во многом дублирует функции других ведомств. В частности, Минпромторга, Счетной палаты и ФАС. Именно этим структурам, как было объявлено на встрече президента и премьера, и будут переданы контрольные функции. А вся полнота работы по поставкам продукции военно-технического назначения будет сосредоточена в Министерстве обороны. При этом премьер заверил президента, что предложение об упразднении двух ведомств «не приведет к каким-то проблемам, но позволит оптимизировать структуру правительства и с точки зрения этих органов».

Федеральная служба по оборонному заказу (Рособоронзаказ) занималась  контролем и надзором за эффективным использованием всеми госструктурами бюджетных средств, выделяемых на гособоронзаказ, повышение качества военной и специальной техники, тылового обеспечения и капитального строительства. В 2012 году Рособоронзаказ заключил госконтрактов на сумму 938, 3 млрд рублей. Основные функции — контрольно-надзорные за предприятиями, поставляющими товары и услуги для нужд Минобороны.

Опрошенные «Эксперт Online» эксперты отмечают, что Рособоронзаказ ликвидируется в целях оптимизация управления в сфере Минобороны, которая ведется в рамках реформирования системы ОПК. Тем самым, устраняется лишнее административное звено, и упрощаются межведомственные отношения. Тем более, что эта структура, созданная в 2003 году при Минобороны, которое тогда возглавлял Сергей Иванов и переданная в 2012 году (при Сердюкове) под начало Рогозина, уже выполнила свои задачи и ее существование более не актуально.

Эксперты обращают внимание на то, что Рособоронзаказ был создан для ликвидации многочисленных конфликтов оборонных предприятий с профильным министерством. Промышленники периодически жаловались на недофинансирование, позднее проведение конкурсов и несправедливые претензии по качеству, низкие цены, едва обеспечивающие рентабельность. Нередко ситуация требовала вмешательства президента. Однако при Сергее Шойгу отношения между министерством обороны и предприятиями ОПК были гармонизированы, все прежние проблемы сняты, а контрактация идет нормально.

Первый зампред комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенёв также считает, что устранение структур, которые не смогли доказать своей высокой эффективности, вполне логично. Так же как усиление влияния Минпромторга и Минобороны.

Тем боле, что сегодня генералы уже не критикуют качество российской военной техники, что встречалось при министре Сердюкове. Эти вопросы при Шойгу решены. У оборонки к Минобороны претензий тоже нет. Таким образом, взаимоотношения между военными и оборонщиками стали более цивилизованными.